Все предлагаемые на рынке ЭДО-системы имеют индивидуальные особенности, помогающие им отстраиваться от конкурентов. Это, в частности, функциональная ориентация – спектр задач, под решение которых заточена отдельно взятая система:
- Цифровые архивы. Такие сервисы используются, прежде всего, для накопления и структурированного хранения различных рабочих файлов. Эффективны как способ создать централизованное хранилище с дистанционным доступом и возможностью совместного использования.
- Системы с workflow-функционалом. Организуют перемещение того или иного объекта по заданному пути. Главная задача таких инструментов – организация выполнения определенной работы. Они решают типовые задачи по установленному алгоритму. Причем сама пересылка документации здесь далеко не главная задача. Прежде всего, подобные системы оптимизируют рабочий процесс.
- Комплексные решения, сочетающие функционал управления деятельностью и аккумулирование рабочих файлов. Это сочетание возможностей рассмотренных выше систем. Подобные решения используются, как правило, госорганами и крупными предприятиями, где работа с документами регламентируется определенными правилами и алгоритмами.
- Инструментарий, направленный на совместную работу. Их главное отличие от рассмотренных выше вариантов – отсутствие строгой последовательности в организации рабочего процесса. Здесь упор делается на возможность коллективной, в том числе и дистанционной, работы и сохранение общего результата.
- Многофункциональные СЭД с обилием дополнительных инструментов и сервисов. Бизнес-комбайны, объединяющие самые разные модули – например, оборот деловой корреспонденции и управление клиентской базой через CRM-систему.
Пересылаемые в цифровом формате документы могут быть формализованными либо же неформализованными. Первые оформляются и передаются в строгом соответствии с утвержденными регламентами. Формат таких бумаг определяется ФНС, а их содержание напрямую влияет на точность расчета сумм налогов. Сюда относятся налоговые декларации, счета-фактуры, акты приемки и расхождений, документы о передаче товаров и т.д.
В отдельных случаях для первичных документов следует использовать только формат, разработанный Налоговой службой. Прежде всего, это форма подтверждения расходов для расчета налога на прибыль. В ином формате ФНС просто не примет ваш документ.
К неформализованным относятся все бумаги, к формату и содержанию которых государство не предъявляет жестких требований.